ЯДЫ УМА
Обида
Как приобрести «невозмутимость Будды»?
freebreath_ru
Философ
Данная статья предваряет цикл «Яды ума». В буддийской практике ядами ума принято называть определенные эмоции или «омрачения». Выделяют 5 корневых омрачений: неведение, гнев, привязанность, гордыня и зависть. При этом считается, что все они порождены одним, а именно неведением (или невежеством). Наши статьи как раз и призваны по возможности расширить рамки понимания собственных чувств и эмоций, причин их возникновения и взаимозависимостей, влияющих на наше поведение, поступки и жизнь в целом. Если мы сможем даже слегка приоткрыть завесу невежества, которую западная цивилизация пытается навязать нам как общепринятую норму, будем считать нашу миссию исполненной.

Обида

Как приобрести «невозмутимость Будды»?
Несмотря на то, что, согласно йогическим представлениям, окружающий нас мир и мы сами в нем есть иллюзия (санскр. Майя), для нас этот мир — реальность. Для благополучной жизни в этой реальности нужно понимать, как она функционирует, нужно понимать ее законы. Все наши страдания и несчастья происходят лишь потому, что мы не знаем законы ни иллюзорного мира, ни законов Брахмана. Зная эти законы, мы прекратим свою бесполезную борьбу против естественного течения событий, остановим страдания и научимся получать удовольствие от самой жизни.
Все имеет свою противоположную сторону: свет — тьма, хорошо — плохо, знание — незнание, жизнь — смерть и пр.
Первым и базовым законом иллюзорного мира, называемым также «идеей творения мира» — является деление изначально единого на пары. Любой наблюдаемый нами эффект имеет свою противоположную сторону. Любой положительный заряд имеет свою отрицательную пару и наоборот. Любое действие порождает противодействие, видим мы это или нет. Все имеет свою противоположную сторону: свет — тьма, хорошо — плохо, знание — незнание, жизнь — смерть и пр. Все эти понятия мнимы, как иллюзорен наш мир, но для нас они реальны и парны.
Если вы причинили кому-то вред, он вам вернется. Этот вред может принимать любые формы, и вы можете даже не узнать его возвращения. Он может выбрать любое время и даже вернуться к вам в иной жизни, но он всегда возвращается. Вы можете сказать другому человеку обидное слово, а через десять лет у вас заболит желудок. Вы не свяжете эти события между собой, но любое действие — вывод из равновесного состояния, и ему всегда сопутствует процесс возвращения обратно в изначально сбалансированное состояние. Это процесс может принимать вид затухающих колебаний, как качание маятника, поэтому одно событие может вызвать каскад более мелких компенсационных событий. Что-то повлияет на вас прямым образом, что-то повлияет на близких вам людей или иные объекты.
Компенсационной реакцией на вывод из равновесного состояния не обязательно будет видимым для вас действием. Это может быть мысленная или эмоциональная реакция — например обида. Вы обидели кого-то, вывели его из равновесного состояния, но тот человек не обидит вас в ответ, он затаит на вас злобу и обиду. Обида — сильная эмоция — вид мощной энергии, которую наши приборы пока не умеют регистрировать. Но никто не станет отрицать, что мы испытываем обиды. Просто этот вид энергии пока не доступен для изучения с помощью научных приборов. Вчера мы не знали об электромагнитном излучении за пределами видимого диапазона (например, инфракрасный диапазон или ультрафиолетовый). Сегодня мы применяем невидимое нам электромагнитное излучение в практических задачах. Также будет и с эмоциями и чувствами, но позже, когда науке придет время их открыть.
До тех пор мы можем опираться только на знания наших предков, умевших определять эмоции и мысли и оперировать ими как физическими сущностями. Из индусских древних писаний нам известно, что физическое тело человека сопровождается несколькими телами иной природы, тесно связанными с физическим телом и влияющими на него. Одним из таких тел является тело астральное (иначе — звездное) или эмоциональное. Наши эмоции — сложнейший и многогранный вид энергии, принимающей самые различные формы, абсолютное большинство из которых не видны нашему глазу. Обида — одна из таких эмоций и вид энергии.
Каждой эмоции в нашем астральном теле соответствует определенный центр (санскр. — Чакра) и энергетический канал (санскр. — Нади), подключенный к этому центру. Строение системы энергетических каналов в нашем теле напоминает строение нервной системы, а чакры — нервные узлы (ганглии или сплетения). Не все знакомые нам эмоции имеют точное отражение в системе астрального тела, многие из них проявляются различным образом в разных чакрах и соответствующих им каналах. Например, мы часто говорим об эмоции страха, подразумевая ее как нечто обособленное от других эмоций и цельное. Но сама эмоция многогранна и проявляется по-разному.
Например, животный страх, или страх получить травму в настоящий момент времени, он же — инстинкт самосохранения, проявляется в нашем центре воли — или третьей снизу чакре — Манипуре. При его появлении через связанный с чакрой энергетический канал эмоция передается в физическое тело, используя при этом нашу вегетативную нервную систему (поясничный ганглий). От вегетативной нервной системы импульс передается в нашу эндокринную систему, в данном случае — надпочечники. Надпочечники в нашем физическом теле отвечают за выработку адреналина — гормона, мобилизующего функции организма для максимально быстрой ответной реакции на возникшую угрозу. Таким образом, эмоция «животного страха» нужна для того, чтобы наше тело максимально мобилизовалось и было готово ответить на угрозу немедленно или убежать от нее. И таким образом наше астральное тело связано с телом физическим, посредством нервной и эндокринной систем. Такую связь часто называют психосоматической, имея в виду, что наше здоровье напрямую зависит от нашего эмоционального состояния. Только современная медицина не отвечает на вопрос о механизме действия такой связи, а йога поясняет этот вопрос подробно.
Но страх бывает иным. Например, существует «человеческий» страх, или страх неприятной перспективы в будущем. Вам ничего не угрожает прямо сейчас, но вы испытываете беспокойство по поводу возможных неприятных событий в будущем. Такой страх расположен в иной чакре — чакре человеческих эмоций, чакре сердца или четвертой снизу чакре. С этой чакрой в эндокринной системе человека связан тимус.

Тимус или вилочковая железа — отвечает за множество функций, но прежде всего за выработку гормона ИФР-1 (инсулиноподобный фактор роста-1) и нашу иммунную систему. В нашей иммунной системе существует несколько основных видов защитных клеток — лимфоцитов, и тимус отвечает за Т-лимфоциты. Они отличаются от остальных клеток тем, что отвечают за распознавание и уничтожение чужеродных клеток в нашем организме (антигенов). ИФР-1 помогает расти нашему организму примерно до 20 лет, после этого он продолжает отвечать за регенерацию тканей в случае повреждения. Таким образом эмоция беспокойства посредством тимуса может подготавливать наш организм к будущей проблеме, мобилизовать его на более длительный период, чем это позволяет делать адреналин. Однако в эпоху стрессов как правило данная эмоция приносит нам обратный эффект, расшатывая иммунную систему и являясь причиной множества болезней.
Эмоция обиды оказывает еще более комплексное воздействие на наш организм, чем эмоция страха, и может иметь весьма разрушительное воздействие как на наше физическое тело, так и на наш разум
В йогической культуре чакры изображают в качестве цветов с определенным количеством лепестков, каждый из которых отвечает за определенную функцию и помечается соответствующей буквой санскритского алфавита. Всего таких лепестков 50. При этом не рассматривается чакра, расположенная в теменной области нашей головы, иначе Сахасрара или чакра тысячи лепестков. Эмоция страха также схематично изображается в указанных чакрах в качестве лепестков. Эмоция обиды еще более многогранна, чем эмоция страха и имеет отражения во многих чакрах, начиная со второй снизу (Свадхистхана) и до горловой чакры (Вишудха). Таким образом, эмоция обиды оказывает еще более комплексное воздействие на наш организм, чем эмоция страха, и может иметь весьма разрушительное воздействие как на наше физическое тело, так и на наш разум.
Как указывалось ранее, любое наше действие встречает равнозначное ему по силе и противоположное по направлению противодействие. Так происходит потому, что наше действие — это вывод из сбалансированного состояния, имеющий ответную реакцию. Ответные реакции могут очень сильно отражаться на нашем состоянии здоровья, влияя на наше астральное и другие тела, связанные с телом физическим. При этом нельзя забывать о вибрационном принципе — когда вывод из положения равновесия не приводит к немедленному возвращению в состояние равновесия и покоя, а приводит к качанию или затухающему колебанию. Таким образом эмоция обиды, например, может возвращаться к нам множество раз в разных формах, воздействуя на разные части нашего тела и разума в течение длительного периода времени. Ввиду комплексного воздействия эмоции обиды на нас мы рассмотрим только несколько наиболее типичных случаев и их последствий.
Вы причинили кому-то боль. В этом случае эмоция обиды трансформируется в вину. Вы ощущаете себя виноватым за совершенный поступок в отношении кого-то. Так как для возникновения данной ситуации вам необходимо с кем-то контактировать, то данное чувство — вина — наиболее ярко отражается на нашей горловой чакре (Вишудха), отвечающей за общение и коммуникабельность.

Проблемы с горловой чакрой легко распознать, так как они часто приводят к насморку и болезням горла, чем большинство из городских жителей страдает весь зимний сезон. Также горловая чакра связана со щитовидной железой в эндокринной системе и поэтому чувство вины может вызывать перепады давления и даже привести к гипертонии либо гипотонии. Чтобы решить проблему с чувством вины, нужно понимать, что вина — это ваша самозащита. Это автоматически срабатывающий защитный механизм вашего эгоистичного разума (части разума, отвечающего за чувство собственной обособленности или чувство личности, санскр. Ахамкара). С помощью вины вы прикрываетесь от поступка, совершенного в прошлом, но последствия которого вы ждете. Так происходит потому, что ваш разум прекрасно осведомлен о принципах вывода из сбалансированного состояния и последствиях, хотя в сознательном состоянии вы об этом ничего не знаете.
Чтобы избавить себя от чувства вины и связанных с ним неприятностей со здоровьем, нужно просто «отпустить» событие, которое вас терзает.
Если вы считаете, что в прошлом совершили какой-то плохой поступок, обидели кого-то, просто не делайте так больше и закройте страницу. В этом весь принцип: не делайте так больше. Прошлое уже не исправить, и потому нет смысла бесконечно его вспоминать и переживать. Нужно двигаться вперед. Если вы перестанете переживать из-за совершенного, то возвратные колебания, появившиеся в результате негативного поступка, принесут вам значительно меньше вреда. Нужно только простить себя и не делать так больше. Этого достаточно. Для ускорения процесса морального выздоровления можно провести йогические упражнения, нацеленные на очистку Вишудха чакры, соответствующие асаны и пранаямы.
Вам причинил кто-то боль, и вы обижены. В этом случае носимая внутри вас обида может привести к болезням суставов. Точнее, вы заметите ее как болезнь суставов или ревматизм, но этому могут предшествовать различные расстройства, связанные с разладом в работе иммунной системы. Как мы заметили ранее, иммунная система регулируется многими факторами, но один из самых важных — наш тимус, связанный с горловой чакрой. С ней же связаны заболевания горла и ангины. Соответственно причиной ревматизма часто бывают простудные заболевания, ангины и фарингит. В запущенном состоянии чувство обиды может запустить весьма разрушительные процессы в нашем организме, вплоть до системной красной волчанки, которая вас убьет. Как мы видим, в итоге, вы кого-то обидели, или вас кто-то обидел, воздействие на здоровье будет схожим. Однако есть и отличия.
Избавиться от обиды на другого человека несколько сложнее, чем от чувства вины
Чувство обиды на кого-то может сказаться на половой функции, связанной со второй снизу чакрой. У этой чакры шесть лепестков (выходящих из нее энергетических каналов — Нади), связанных со следующими чувствами: ограниченность сознания, отсутствие сострадания, желание разрушения, заблуждение, презрение, подозрительность. Как видите чувство обиды на кого-то может дать отрицательный импульс по любому из этих каналов, и потому нет смысла перечислять всю разрушительность для нас данного чувства. Тот же подход будет верен и для двух других чакр, третьей снизу чакры воли (санскр. Манипура) и четвертой снизу чакры сердца (санскр. Анахата).
Кроме чакр, чувство обиды может действовать и на другие элементы нашего тела. Например, форма астрального тела напоминает чешуйчатое яйцо, окутывающее наше тело физическое. Центром тяжести этого яйца является точка, расположенная немногим выше нашей самой нижней чакры, чакры земли или Муладхарары. Эта точка (санскр. Канда) является исходной точкой, откуда начинаются все энергетические каналы (Нади), включая те, что подсоединены к чакрам, а также три основных:

  • Сушумна — внутри позвоночного столба,
  • Ида — по левой стороне позвоночного столба до левой ноздри,
  • Пингала — по правой стороне позвоночного столба до правой ноздри.
Канда — очень важный центр, аналог сердца в нашем физическом теле. Также, как и астральное тело в целом, она имеет вид яйца, покрытого чешуйками. Наше астральное тело отображает наше эмоциональное состояние, оно меняет цвет и даже форму в зависимости от наших чувств. Например, гнев окрасит наше астральное тело в черно-красные цвета, а чувство признательности и благодарности в красивый синеватый отлив.

Таким образом, наши чувства влияют не только на чакры, а через них на физическое тело, но на все астральное или эмоциональное тело в целом. Все мы видим эти тела и соответственно можем распознать эмоциональное состояние человека, но лишь единицы из нас могут делать это осознанно. То есть наши органы чувств способны распознать астральное тело другого человека, но наш разум (санскр. Манас) отбрасывает эту информацию, и у нас создается ложное впечатление, что астрального тела мы не видим. Но наше сознание, или та часть разума, что находится за пределами чувственного разума, видит все и может подавать нам сигналы. Мы такие сигналы воспринимаем на интуитивном уровне, мы как бы догадываемся, что человеку плохо или он расстроен. В случае с обидой астральное тело легко выдает это чувство и окружающие это интуитивно замечают и не хотят общаться с этим человеком. Что только увеличивает чувство обиды и усугубляет ситуацию.
Photo by cosmicart on Pixabay
Избавиться от обиды на другого человека несколько сложнее, чем от чувства вины. Однако понимание истинного положения вещей вам в этом поможет. В данном случае, кроме полного понимания сути вибрационного движения и отсутствия других видов движения, а также связанного с этим принципа возвратности или затухающих колебаний, важно понимать еще один принцип. Наш мир является плодом работы разума, включая не только все расположенные в нем объекты, но и само пространство (санкср. Деша) и время (санкср. Кала). То есть за пределами известного нам физического мира нет ни пространства, ни времени, все эти понятия актуальны для нас до тех пор, пока мы ассоциируем себя с физическим телом.
Каждый раз окунаясь в физический мир, иначе — рождаясь, мы ставим себе определенные цели. Так как время имеет смысл только после этого «окунания», то выбирая себе ту или иную судьбу, мы сразу видим ее реализацию. Мы «видим» всю жизнь от рождения и до смерти. Выбирая жизнь, которую мы проживем в физическом мире в этот раз, мы выбираем также место, время нашего рождения и последующей жизни, а также основные события. Другими словами, у нас есть судьба — определенная заранее последовательность основных событий. Причем определенная нами же на базе нашего предыдущего опыта, иначе Кармы, и наших целей и задач, которые мы ставим себе перед очередной инкарнацией или «окунанием в физический мир».
С этой точки зрения, если кто-то причинил вам боль, обидел вас — то так и было задумано. Вам зачем-то нужен был этот опыт. Опыт боли и обиды. Более того, как правило до инкарнации, вы заранее договариваетесь с другой сущностью о том, какую роль она сыграет в вашей физической жизни. Либо вы можете договориться об этом в те моменты, когда ваше сознание не сосредоточено на физическом мире. Во сне, например. В данном случае вы берете на себя роль жертвы, причем совершенно добровольно, а ваш коллега возьмет на себя роль обидчика. Именно так это и происходит.

Зачем вам опыт боли и обиды в этой жизни — вопрос отдельный и индивидуальный, общего ответа нет. Но вы должны понимать, что ваш обидчик поступает так не просто с вашего согласия, а по вашей же просьбе! Причем ваш обидчик пострадает больше, чем вы, поэтому приходится уговаривать. Например, если кто-то напал на вас и нанес телесные повреждения, то свое здоровье вы восстановите со временем, а ему потом долго в тюрьме сидеть. Вам был нужен опыт боли и страданий, а ему опыт нанесения страданий другому человеку совсем нет, но он его получит. Потом этот опыт придется изживать, избавлять себя от того самого чувства вины и пр.
Осознав ничтожность ваших обид и отсутствие важности в любом событии вашей жизни, вы взглянете на ситуацию совершенно иным образом
Исходя из этой позиции можно резюмировать следующее:

  • все, что происходит с вами, происходит сугубо добровольно и вами же выбирается;
  • любой человек, играющий существенную роль в вашей жизни (положительную или отрицательную), как правило был знаком с вами до вашего рождения, то есть за пределами физического мира;
  • ваша жизнь — всего лишь примерка на себя роли (обидчика, например, или жертвы) и имеет важность не более, чем роль актера на сцене театра.
Поняв вышеизложенное, вы сможете осознать бессмысленность и ничтожность ваших обид. Если весь мир — иллюзия, то почему ваша обида — реальность?
Осознав ничтожность ваших обид и отсутствие важности в любом событии вашей жизни, вы взглянете на ситуацию совершенно иным образом. В частности, вы автоматически приобретете «невозмутимость Будды» и устойчивость к стрессам, а следовательно — хорошее здоровье. Будда не тренировал невозмутимость, Будда понимал истинность происходящего, и потому в его жизни просто не было места обидам и переживаниям. Невозмутимость в таких случаях приобретается естественным образом, без необходимости делать над собой какие-либо усилия.
Только понимание сути происходящего (не умозрительное знание, а глубинное понимание, приобретаемое только посредством личного опыта) поможет вам избавиться от негативных факторов в вашей жизни и выстроить ее удовлетворительным образом. Работа на первых пяти уровнях йоги позволит вам купировать негативные симптомы и последствия обид, но глубинное понимание можно достигнуть только на седьмом уровне, практикой медитации или Дхьяны. К седьмому уровню нужно потратить достаточное количество сил на практику сосредоточения и созерцания (Дхарана), обучение которым происходит на шестом уровне йоги.
В заключение
Таким образом, йога не только является весьма широким учением, объясняющим многие факторы нашей жизни, но и полезной практикой, избавляющей от множества проблем. Конечно, йога не единственный путь, но, пожалуй, один из самых практически проработанных и доступных нам сегодня.
Подписывайтесь на Free Breath в ЖЖ
Цикл «Яды ума»:
Обсудить статью
Возможно Вас также заинтересует:

Подпишитесь на новые посты

Заполнив данную форму, Вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности. Сайт охраняет конфиденциальность посетителей сайта.
Made on
Tilda