МИР
ОСНОВЫ
Весь наблюдаемый нами мир — иллюзия
Философ
Начиная свое знакомство с данным материалом, Вы должны понимать, что изложенная здесь концепция кардинальным образом отличается от всего, что знает и принимает современная западная цивилизация. Если вы готовы с интересом изучать окружающий вас мир и вас самого, то этот материал для вас. Если вы считаете, что обладаете достаточным количеством знаний и нужно только их немного отшлифовать с помощью нового материала, то данная статья вас разочарует. В течение текста за неимением эквивалентов некоторым понятиям и терминам в русском языке приводятся санскритские термины.

Мир

Это все, что есть.
Мир (исходный мир, Сат) представляет собой единую точку, не имеющую размеров, не подразумевающую возможность какого-либо деления на составные части и обладающий бесконечным энергетическим потенциалом. Этот мир не обладает какими-либо характеристиками, по которым его можно идентифицировать и описать, поэтому его невозможно опознать с помощью каких-либо органов чувств либо научных приборов. Этот мир обладает только бесконечным энергетическим потенциалом и абсолютно сбалансированным состоянием. Это все, что есть.
Весь видимый и невидимый нам мир, все – что мы знаем, и все – чем мы себя считаем, есть иллюзия (Майя).
Иллюзия представляет собой мнимое деление исходного неподвижного сбалансированного мира на составные части, управляемое единым Безличностным Сознанием (Брахман, Сат). Брахман и исходный мир — есть одно и тоже. Деление мнимо, поэтому получаемый в результате деления мир — иллюзия. Творение путем деления единого целого на составные части — есть результат мыслительного процесса Брахмана — реализация его идеи о делении. Весь иллюзорный мир представляет собой работу воображения Брахмана, заключенную в постоянной пульсации от идеи творимого иллюзорного мира к реализации данной идеи и обратного движения от реализации к идее, или к семени, заложенному в Брахмане. Идея — есть семя, замысел о Творении либо аспекте Творения. Весь иллюзорный мир (Майя) есть результат мыслительного процесса, реализующего главную, второстепенные и последующие идеи о Творении.
Photo by NASA on Unsplash
Начало иллюзии образуется разделением единого исходного мира на два энергетических потока, образования мнимого дисбаланса идеально сбалансированного мира. Так реализуется первая и главная идея о Творении или идея о разделении. Так как деление мнимо, то исходный мир никуда при этом не пропадает, потому деление приводит к переходу от единицы к трем (неподвижный центр — бытие — Сат, одна полярность — сознание или сознающая себя сущность — Чит, другая полярность — блаженство или активность — Ананда). Два потока представляют собой две полярности, находящиеся в равновесном состоянии относительно единого неподвижного центра (Сат). Между данными тремя поляризованными точками образуются пять вихревых полей — Панча-Таттвы («панча» означает «пять»), образующие пять покровов иллюзии (Майи) или оболочек (Коша):
1
В полюсе Чит — Ананда-майя-коша или поле получения блаженства (Ананда) от осознавания собственного существования;
2
В полюсе Сат — Гйяна-майя-коша или местопребывание знания (Гйяна, органов познания — Гйяна-индрий) в интеллекте (Буддхи), как одного из аспектов или идей Читты;
3
В полюсе Ананда — Мано-майя-коша или местопребывание индивидуального либо чувственного разума (Манас), одного из аспектов или идей Читты;
4
Между полюсами Ананда и Сат — Прана-майя-коша или местопребывание энергии (Праны) и органов действия (Карма-индрии);
5
Между полюсами Чит и Сат — Анна-майя-коша или грубая материя (объекты чувственного восприятия (Панча-Танматры)), в свою очередь имеющие пять состояний (Панча-махабхуты).
Повторим все аспекты Читты, как результата действия Панча-Таттв и образуемых ими Кош:

  • Чувственный ум (Манас или Анандатва) — соответствующий полюсу блаженства или активного творения — Ананда, отвечает за чувственное восприятие;
  • Интеллект (Буддхи) — соответствующий полюсу Сат, отвечает за различение;
  • Эго (Аханкара) — соответствующий полюсу Чит, отвечает за самоосознание.

Каждая оболочка (Коша) или покров Майи соответствует определенному царству мироздания в западной нотации:
  • Анна-майя-коша — царство минералов, где взаимное притяжение атомов (Ану) формирует твердые объекты;
  • Прана-майя-коша — растительное царство, где грубая материя приобретает возможность действовать с помощью органов действий (Карма-индрии) направляя энергию (Прану);
  • Мано-майя-коша — животное царство или место получения наслаждения от познания природы внешнего мира с помощью органов познания (Гйяна-индрий), Мано от слова — Манас;
  • Гйяна-майя-коша — царство интеллекта (Буддхи) или царство разумных существ, имеющих возможность отличать что правильно, а что нет;
  • Ананда-майя-коша — царство Сознания (Читты), состоящего из 4-х аспектов или идей, от слова — Ананда (блаженство или активность).


Photo by Maxime Bhm on Unsplash
Анна-майя-коша образует грубо-материальное или физическое тело (Стхула-Шарира), состоящее из пяти элементов материального мира (Бхута или Панча-Маха-Бхута). В нем кости и ткани тела, кожа и органы, кровь и лимфа, нервная система и мозг. Прана-майя-коша, Мано-майя-коша и Гйяна-майя-коша образуют тонкоматериальное или астральное тело (Линга-Шарира или Сукома-Шарира). В нем Чакры — энергетические центры и Нади — энергетические каналы Праны, связанные с физическим телом через нервную систему и мозг. Пятнадцать Индрий совместно с чувственным разумом (Манас) и интеллектом (Буддхи) образуют Линга-шарира. Ананда-майя-коша образует причинное (казуальное) тело (Карана-Шарира), источник проявления воли к формированию иллюзорного мира из идей в результате мыслительного процесса.
В западной нотации можно сказать, что три указанных тела соответствуют трем уровням:
  • Стхула-Шарира — физический, на котором нужно поддерживать физическую чистоту и здоровье;
  • Линга-Шарира — энергетический, но котором нужно поддерживать энергетическую чистоту и здоровье;
  • Карана-Шарира — духовный или причинный — источник воли, хранящий идеи и проявляющий их в формах с помощью остальных тел.
Каждое вихревое поле (Панча-таттва) обладает собственной полярностью или тремя видами одновременного движения (Гунами) порождающими из пяти Таттв пятнадцать Индрий (пояснено ниже):

  • Саттва — нейтральное начало.
  • Раджас — положительное начало, отцовское — движение от центра во вне — радиация.
  • Тамас — отрицательное начало, материнское, движение обратно в центр — гравитация.
Так деление единицы приводит к трем, три к пяти, пять к пятнадцати. Так реализуется идея о делении.
Кроме главной идеи о делении в основу иллюзорного мира заложено множество второстепенных идей, некоторые из которых рассмотрим ниже:
1
Идея проявления или идея вибрации (пульсации) (Пранава) — замысел, заключенный в методе проявления всех форм посредством вибрации или звука, как двунаправленного движения от центра и обратно к центру (радиации и гравитации), проявлением данной идеи является звук Ом (Аум); в нашем теле данная идея проявляется тремя центрами:
  • в районе живота или «центра жизни» (центра проявления воли к действию — Ананда) — «А»,
  • в районе сердца (груди) или «центра души» (Читта) — «У»,
  • в районе головы (третий глаз) или «центра интеллекта» (Сат) — «М»,
Произнесение этих трех составляющих активизирует соответствующие центры в теле и связанные с ними каналы (Нади);
2
Идея пространства (Деша) — замысел по формированию антипода материальным формам — пространства для их расположения друг относительно друга; в действительности нет ни форм ни пространства, все это идеи, материализованные (проявленные) в результате мыслительного процесса;
3
Идея движения или идея времени (Кала) — замысел по видоизменению самих форм и изменению их положения друг относительно друга; так как время есть реализация идеи о времени, то между идеей и реализацией нет временного разрыва; иллюзорный мир (Майя) появился мгновенно и существует вне времени; старение физического тела (Стхула-Шарира) — есть реализация идеи изменения формы по времени, объективно старения нет;
4
Идея размерности или идея вхождения малого в великое (Патра или Ану), замысел по вхождению одних форм в другие (атомы в молекулы, молекулы в соединения, соединения в клетки, клетки в органы, органы в тело); идея размерности есть идея относительности или сравнения форм (время — идея сравнения одной и той же формы относительно себя, размерность — идея сравнения двух и более различных форм относительно друг друга).
Идеи Пранава-Деша-Кала-Ану являются второстепенными идеями формирования материального иллюзорного мира (четыре идеи Ману). Кроме них следует обратить внимание также на следующие идеи:
1
Идея самосознания (Читта) — идея существования индивидуального Я (Ахамкара) — идея мысленной структуры — Сознания, способного осознать свое собственное отдельное существование. Существование возникает только в иллюзорном мире и является обратной идее небытия, либо нахождения в состоянии семени-идеи в исходном мире — Брахмане. Наша личность — Эго (Ахамкара), индивидуализированное Сознание, возникающее в результате ассоциации Сознания с человеческим мозгом (иначе вхождение души (Джива) в тело). Эго или осознавание себя живущей (существующей) отдельной личностью (индивидуумом) является одной из граней Ума, мыслительной формой, идея которой заложена в Брахмане. Данная идея также может называться идеей свободной воли, или намерения, отличного от намерения Брахмана. Нет и не может быть свободной воли, отличной от воли Брахмана, так как нет ничего, кроме Брахмана. Однако можно создать иллюзию наличия такой воли, как следствия иллюзии отдельного от Брахмана существования;
2
Идея неведения (Авидья) — заключенная в сокрытии от осознающего себя существующим Сознания (Читта) исходного мира (Сат) посредством мира иллюзорного (Майя). Каждый атом (Ану) является реализацией данной идеи (Авидья); совместно с идеей самоосознания и волей, отличной от Брахмана, формирует иллюзию самодостаточности (Я существую — Я самостоятелен и отделен от мира — Я свободен в проявлении своей воли).
Путь к истине заключается в осознавании идей и отказе от них.
Отказ от идей включает в себя не только осознавание факта иллюзорности мира, но также осознавания иллюзорности собственного существования. Йога нацелена на очищение себя от омрачений и неведения, ложных убеждений, осознавания факта иллюзорности мира, осознавания идей и отказа от них, самореализации путем обретения в себе Брахмана и себя в нем.
Пять триединых полей (Панча-Таттвы) разделены Гунами (внутренними полюсами или соответствующими им видами движения) и формируют всю совокупность форм (объектов чувственного восприятия), связанных с ними идей восприятия форм (самого чувственного восприятия) и действий в отношении форм (Кармы). Все эти 15 идей совместно именуются Индриями. Не существует никаких объективных форм в мире, существует только совокупность формы, ее восприятия и действий по отношению с ней. Поэтому за пределами субъектов нет никаких объектов, все субъективно. Так формируется иллюзия. При этом каждый — Брахман, каждый формирует свою иллюзию сам, но иллюзии схожи из-за лежащих в их основаниях одинаковых идей и убеждений, влияющих на цель и суть мыслительного процесса, формирующего иллюзорный мир. Схожесть иллюзий позволяет нам общаться между собой в одинаковой системе понятий. Расстояние между индивидуальностями измеряется только разницей системы понятий (миропонимания) и ничем другим, так как нет ни пространства, ни времени, ни иных объектов.
Отрицательным (иначе материнским или соответствующем Тамас-гуне) началом Панча-Таттв являются пять объектов чувственного восприятия (Панча-Танматры):
  • звук,
  • объекты осязания,
  • видимые объекты (свет),
  • вкус,
  • запах.
идею грубой материи в ее пяти формах (состояниях, Бхуты или Панча-маха-бхуты):
  • Эфир (Акаша) — звук — наиболее разреженный вариант материи, в котором происходят все взаимодействия, а составляющие его корпускулярные частицы с точки зрения современной физики являются переносчиками взаимодействий, например, электромагнитное (фотоны) или гравитационное поле (гравитоны);
  • Воздух (Вайю или Марут) — объекты осязания — любой газ, отличается высокой по сравнению с предыдущими состояниями степенью разреженности;
  • Огонь (Агни или Тэджас) — свет/форма — любое вещество, характеризуемое быстрой трансформацией формы, ее лучистостью, необходимостью постоянной трансформации формы;
  • Вода (Джала/Яла или Ап) — вкус — любое вещество, характеризуемое отсутствием постоянной формы, то есть формой, подстраивающейся под внешние обстоятельства, от воды до серной кислоты, желчи, ртути и пр.;
  • Земля (Притхви или Кшити) — запах — любое твердое вещество, обладающее устойчивой формой, от камня до кристаллизованной (замерзшей) воды, характеризуется высокой плотностью или вибрациями высокой частоты.
Положительными (иначе отцовскими или соответствующими Раджас-гуне) началами пяти Панча-Таттв являются органы действия (Карма-индрии):
  • Выделительная система (Гуда),
  • Воспроизводительные органы (Упастха),
  • Органы речи (Вани),
  • Органы движения (ноги, ступни - Пада),
  • Органы трудовых навыков (руки - Пани).
Любые действия порождают ответное противодействие, таким образом «отпечаток» каждого действия записывается в теле человека, сумма таких записей называется кармой.
Нейтральными (соответствующие Саттва-гуне) началами пяти Панча-Таттв являются органы чувств (Гйяна-индрии или Таттвы познания):
  • Слух (Карна),
  • Осязание (Твач),
  • Зрение (Чакшну),
  • Вкус (Джихва),
  • Обоняние (Гхрана).
Photo by Igor Karanevich
Все Индрии существуют до реализации в физическом теле и находят в нем лишь соответствующие отражения, так как тело является отражением Вселенной. Все Индрии — аспекты Ума, различные его грани и состояния и не более того. Не следует путать вкус, регистрируемый с помощью языка, и вкус — как Гйяна-Индрии. Физический вкус является следствием вкуса органа познания (Гйяна), существенно ограничивающим возможности последнего. Обретение управления над органами чувств как аспектами Ума или его «щупальцами» — первый шаг к отказу от иллюзии.
Рассмотрим пример. Органами чувств (Гйяна-индрии) мы регистрируем некоторые характеристики объекта (в данном примере — лошади) или ее объекты чувств (Панча-Танмантры): ее размер, цвет, запах, шерсть на коже и пр. За сбор набора отдельных характеристик, поступающих от наших органов чувств, в единый объект отвечает чувственный ум (Манас), но Манас не различает сам объект. Идентификацию собранного объекта с понятием «лошадь» осуществляет интеллект (Буддхи) на основе памяти или предыдущего опыта (сохраненного шаблона). Распознавание принадлежности лошади по отношению к наблюдателю (моя/не моя) осуществляет Эго (Ахамкара), и наконец эмоциональную окраску факту определения лошади — как я рад видеть свою лошадь — осуществляет эмоциональный ум или Сознание (Читта). Так работает процесс отделения объектов от наблюдателя и формирование иллюзии их независимости от наблюдателя, независимости Майи от Брахмана.
Указанные выше пятнадцать Индрий, совместно с пятью состояниями материи (элементами, Бхута), и четырьмя проявлениями Ума-Сознания (Манас, Буддхи, Читтой и Ахамкарой) представляют собой двадцать четыре второстепенные идеи творения иллюзорного мира (Майи).
Подписывайтесь на Free Breath в ЖЖ
Цикл «Основы»:
Обсудить статью
Возможно Вас также заинтересует:

Подпишитесь на новые посты

Заполнив данную форму, Вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности. Сайт охраняет конфиденциальность посетителей сайта.
Made on
Tilda